В 2012 году увеличены размеры федеральной социальной доплаты неработающим пенсионерам и материнского капитала, снижены тарифы страховых взносов, отменена отчетность для индивидуальных предпринимателей, с июля начнется выплата накопительной части пенсии

Об изменениях в пенсионном законодательстве читателям газеты "Вечерний Первоуральск: Криминальный вестник" рассказывает Член Первоуральского  местного  отделения Ассоциации юристов России, директор Юридической  фирмы «Малахит» Новиков Олег Александрович

  В 2012 году увеличены размеры федеральной социальной доплаты неработающим пенсионерам и материнского капитала, снижены тарифы страховых взносов, отменена отчетность для индивидуальных предпринимателей, с июля начнется выплата накопительной части пенсии.

  С 1 января 2012 года размер материнского капитала проиндексирован на 6% и составляет 387 640 рублей.

  С 1 января 2012 года размер социального пособия на погребение составляет 4515 рублей. Социальное пособие на погребение неработающих пенсионеров выплачивается гражданам, взявшим на себя организацию похорон. Необходимо в течение 6 месяцев со дня смерти пенсионера обратиться в управление Пенсионного фонда РФ по месту его жительства с паспортом, справкой о смерти, трудовой книжкой умершего с записью об увольнении с последнего места работы.

  С 1 июля 2012 года пенсионеры, имеющие право на накопительную часть пенсии, смогут получать выплаты из средств пенсионных накоплений.

  Так, накопительная часть трудовой пенсии будет носить пожизненный характер. Ее размер будет рассчитываться из суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть пенсии, и доходов от инвестирования и ожидаемого периода выплаты. В 2012 году ожидаемый период выплаты составляет 18 лет (216 мес.), начиная с 2013 года будет устанавливаться законом.

  Единовременная выплата будет производиться пенсионерам, если накопительная часть пенсии составит 5 и менее процентов по отношению к размеру трудовой пенсии по старости. Прежде всего к этой категории относятся мужчины 1953-1966 и женщины 1957-1966 годов рождения, за которых с 2002 по 2004 годы уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

  Срочная пенсионная выплата будет устанавливаться участникам Программы государственного софинансирования пенсии, добровольно уплачивающим взносы на свою будущую пенсию. При уплате от 2000 до 12000 рублей в год участники Программы получают от государства столько же – то есть 100-процентный доход. Размер срочной пенсионной выплаты будет рассчитываться из общей суммы взносов, поступившей в рамках Программы, и доходов от их инвестирования. Получать ее участник Программы будет при достижении пенсионного возраста в течение 10 и более лет по своему выбору. В случае смерти участника Программы, пенсионные накопления или невыплаченный остаток могут получить правопреемники.

  Срочная пенсионная выплата может включать в себя только выплаты из средств дополнительных взносов на накопительную часть трудовых пенсий в рамках Программы государственного софинансирования пенсии (взносы как гражданина, так и государства), и средства материнского семейного капитала, если мама-владелица сертификата на материнский капитал направила его средства на формирование своей пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет.

  Важной особенностью срочной пенсионной выплаты является то, что если гражданин умирает после назначения ему такой выплаты, не выплаченный остаток средств вправе получить его правопреемники. При этом остаток средств материнского капитала на накопительной части пенсии, а также доход от их инвестирования, будет выплачен только правопреемникам по сертификату на материнский капитал — отцу ребенка или непосредственно самому ребенку/детям.

  В настоящее время Пенсионный фонд России проводит организационные подготовительные мероприятия для осуществления со второго полугодия 2012 года выплат средств пенсионных накоплений граждан, у которых возникло право на их получение.

  С 1 января 2012 года вступают в силу изменения, внесенные в закон о страховых взносах. Изменения коснулись, в первую очередь, ставки страховых взносов, а также льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф страховых взносов.

  Напомним, что в 2011 году совокупная ставка страховых взносов составляет 34%. Из них 26 % работодатели платят в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9 % - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1 % и 2 % - в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.

  Начиная с 2012 года ставка страховых взносов в ПФР для работодателей уменьшится с 26 % до 22 %. При этом, будет проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырастет с 463 до 512 рублей. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%.

  Тариф по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2012 году установлен в размере 5,1%. Уплата страховых взносов в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования производиться не будет.

  Ставка страховых взносов в Фонд социального страхования в 2012 году не изменится и останется на уровне 2011 года.

  Расширен круг работников, в пользу которых работодатель уплачивает страховые взносы. Необходимо страховать работников-иностранцев. Также взносы должны уплачивать граждане, работающие по договору авторского заказа, авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения, и руководители организаций, работающие по трудовому договору и являющиеся единственными участниками (учредителями).

  Расширены льготные категории плательщиков, имеющих право на пониженный тариф на обязательное пенсионное страхование. Эту льготу получат аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход, некоммерческие организации, действующие в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (кроме профессионального) и благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также организации, оказывающие инжиниринговые услуги. Они также освобождены от платежей в Фонд обязательного медицинского страхования.

  Размеры пониженных тарифов страховых взносов, по сравнению с предыдущей редакцией, в основном не изменились. Изменены условия перехода на пониженный тариф для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (если для этого ранее требовалась, чтобы среднесписочная численность работников за 9 месяцев года, предшествующего году перехода, была не менее 50 чел, то с 01.01.2012 г. – не менее 30 чел.

  На 2012-2013 годы, по отношению к организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН, основным видом экономической деятельности которых является вид деятельности, определенный в закрытом перечне Федерального закона №212-ФЗ (ст. 58, ч.1 п.8) и №167-ФЗ (ст. 33, ч. 4, п. 8), пониженный тариф изменился в сторону повышения. Вместо 18% в 2011 г., он составил на 2012 -2013 годы - 20%.

  Сохранены и ранее введенные льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. С 2012 года они также не будут платить 10 % с заработка выше 512 тыс. рублей.

  Упрощено взаимодействие со страхователями. Пенсионный фонд вправе направлять плательщикам требования на уплату страховых взносов, решения о привлечении плательщиков к ответственности, акты камеральных и выездных проверок, инкассовые поручения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

  С 2012 года исключена обязанность плательщиков, уплачивающих страховые взносы исходя из стоимости страхового года (ИП, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся частной практикой) кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств, представлять ежегодную отчетность по форме РСВ-2 и индивидуальные сведения. Остальные плательщики страховых взносов будут в 2012 году по-прежнему сдавать отчетность в два фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.

  Как и в 2011 году, отчетность в ПФР необходимо будет представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2012 году становятся 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября. Ежеквартально, начиная с 2012 года, страхователи обязаны одновременно с расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2), АДВ-6-3 и АДВ-6-2) представлять сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов — страхователями в пользу физического лица (СЗВ-6-3, АДВ-6-4) в режиме «одного окна», что позволит работодателям сэкономить время.

  Как и в 2011 году, работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2012 года составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью.

  Введены с 1 января 2012 года (Федеральный закон от 03.12.2011 г. №379-ФЗ) финансовые санкции за нарушение плательщиком страховых взносов установленного Федеральным законом №212-ФЗ срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов (ПФР) информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке в размере 5000 рублей. Напоминаем, что данная информация должна предоставляться в течение семи рабочих дней со дня открытия (закрытия) счета в банке.

 Источник: "Вечерний Первоуральск: Криминальный вестник", январь 2012 года